Вот небольшой отчёт о прошедшем семинаре, впечатления и некоторые
умные мысли.
Всё началось с того, что за месяц до семинара разошёлся слух, что сенсей Сонода с 8 даном проводит семинары с оружием и всегда показывает что-нибудь очень интересное. Некоторые айкидоки из Кинагаре, прихватив боккены и дзё, ломанулись в Питер посмотреть на японского мастера и чему-нибудь научиться.
Буквально за день на сайте организаторов семинара появилось маленькое упоминание, что семинар будет посвящён связи кихон доса с дзю-вадзой, но про оружие ничего не было сказано. Почему-то в айки-мире при организации семинаров не принято заранее заявлять тему семинара, чтобы люди могли заранее решить стоит или нет посещать им тот или иной семинар.
Прошедший семинар Соноды оставил у меня неоднозначные впечатления. В первый день, в начале первой тренировки, мне показалось, что Сонода издевается. Люди, пришедшие на семинар, в основном – чёрные пояса, а Сонода заряжает им кихон доса с некими новыми для большинства айкидок понятиями, носящими названия сэккин и сасой. Казалось бы, зачем людям, занимающимся 5, 7, 10 и более лет платить 5 тысяч за семинар, чтобы под счёт поделать техники, которые сдают на 10-9 кю. Причём счёт был не таким: “Миги-камае, катате мочи шихонаге ичи, хаджиме”, а вот таким: ”Рэй, камае, сэккин, сасой, сабаки, хаджиме, осае/дзансин, камае”. Переводится так: поклон, стойка, сближение, провокация (приманка), смещение (или вывод из равновесия), начало выполнения самой техники, контроль (или дзансин в случае с дзю-вадзой), и опять камае. Между «сасой» и «сабаки» ещё была иногда команда для атаки или захвата. В принципе такое выполнение техник подразумевает постоянный контроль за партнёром и за дистанцией, собранность и дисциплину, внимание и чувство тайминга.
Поработав, немного в таком режиме под счёт и с озвучкой всех этапов от рэя до осае, я поняла в чём прикол и смысл такой работы и перестала подозревать Соноду в издевательстве над гайдзинами. Видать японский мастер хочет обратить внимание неотёсанных русских айкидок на дисциплину и контроль, что же – дело это полезное. Да и удивительно, что японцы казалось бы для очевидных вещей (я имею в виду сближение и провокацию) придумали и название, и делают их под команду, как отдельные этапы выполнения приёма. Но когда при очередном объяснении, Сонода попросил вынести доску с написанными на ней мелом названиями всех этих этапов, я опять внутренне завозмущалась: «Чай, не лекцию пришли слушать, а дело делать». Но к счастью, объяснения нюансов перевода всех названий этапов техник заняло не очень много времени, разгорелась даже небольшая дискуссия между знатоками японского языка и японских закорючек, но и она к счастью быстро закончилась. Мы вернулись к выполнению приёмов в парах, с озвучкой вслух самим себе всех этих этапов.
Первая тренировка в пятницу была посвящена техникам от катате мочи, вторая и третья в субботу от шомен учи и йокомен учи, четвёртая в воскресенье от риотэ мочи и пятая от шомен цки. Все тренировки проходили в режиме, заданном Сонодой в самом начале – приёмы кихо доса выполнялись с акцентами на всех этапах, ое-вадза и дзю-вадза выполнялись с особым вниманием на дистанции между партнёрами (которая должна равняться длине одного татами) до и после выполнения приёма.
Весьма примечательным оказалось и то, что Сонода весьма часто вызывал в центр круга показывать и демонстрировать принципы «сэккина, сасоя и сабаки» разных участников семинара: и с чёрными, и с белыми, и с цветными поясами. Казалось, что японскому мастеру было интересно посмотреть, кто на что способен и кто как понял, объяснённые им моменты. И вот тут то, оказалось, что некоторые неспособны не то, что выполнить сасой, но даже выбежать бодро на татами, демонстрируя удаль и готовность, синхронно поклониться друг другу и выйти в камае. После выполнения техник, люди, как правило, выходили в камае на неправильной дистанции – то чуть дальше ,то чуть ближе, чем требовалось. Сонода то и дело просил то отойти буквально на 1-2 см, то подойти. Казалось бы – мелочь, какая разница, но для Соноды разница была, и он изо всех сил пытался объяснить важность этого момента.
Получилось так, что весь семинар был посвящён не изучению новых нюансов или новых техник, а скорее изучению дисциплины, контролированию себя, партнёра, дистанции, тайминга. В принципе, все эти вещи можно освоить и самостоятельно, необязательно приглашать для этого японского сенсея, достаточно чтобы ваш местный сенсей из вашего клуба обращал внимание на дисциплину и важность самоконтроля на повседневных тренировках. Скажем так: то как стоят тапки рядом с татами – тоже важно. Смех смехом, но когда видишь, как люди (в том числе и некоторые многоданы) передвигаются по татами вразвалочку перед японским мастером с 8 даном, то становится не до смеха.
Лично для меня семинар оказался полезным в том плане, что удалось подсмотреть каким должен быть дух и отношение к работе, когда ты находишься на татами, и, конечно же, было интересно поработать в режиме особого акцентирования внимания на этапах выполнения техник.